ФОТО

УРОКИ ФОТОГРАФИИ ОТ ЛИЗЫ https://www.babyblog.ru/user/lenta/moment

7 лет назад 464

   

Как я фотографирую. Часть 1.

            22 января 2015, 14:06                                  •              Секреты съемки        

Так как профессионалы почему-то редко бесплатно делятся накопленным опытом, то я поделюсь своим, любительским.

Для начала расскажу о самом простом, с чего-то же надо начинать: о вспышке и композиции. Надеюсь, что не буду для вас капитаном  Очевидность) И речь везде, конечно, не о студийном фото, а о съемке собственного ребенка дома и на отдыхе.

Все, наверное, понимают, что часто фотографию портят некрасивые тени.  В аккуратных мягких тенях и нерезком и достаточном свете кроется большая часть успеха конечной фотографии. Все это вместе называется экспозицией. Сначала о ней.

Вспышка при съемке в помещении

В любой среднестатистической квартире 6-7 месяцев в году недостаточно света для того, чтобы сделать качественное фото без вспышки. Только по утрам и только у окна. Поэтому необходима вспышка, которая будет имитировать десять люстр, пять бра и четыре торшера вместе  взятых. Сейчас я говорю не о встроенных вспышках, которые могут лупить только "в лоб" - такие вообще не стоит использовать никогда, они дают очень резкие тени, лоснящиеся лбы, пересветы, некрасивый задний план. Я говорю о внешней вспышке, которая приобретается отдельно.

Стоят такие вспышки относительно недорого и могут быть подключены к любому фотоаппарату, включая многие мыльницы, у которых есть сверху разъем (показан на фото ниже). При этом не обязательно брать  "родную" вспышку, вполне можно выбрать и стороннего производителя, который специализируется на изготовлении вспышек для вашей камеры. Я, например, уже много лет использую вспышки Sigma и с кэноном и с никоном.

Наличие вспышки, которую можно направить в потолок или стену, чтобы получился мягкий отраженный свет, поднимет качество ваших фотографий на новый уровень.

Вот пример фотографии без обработки со вспышкой в потолок:

Даже когда света из окна достаточно, вспышка в потолок помогает сделать фото контрастнее, отделить объект съемки от основного фона:

Когда за окном темно и рельефу взяться неоткуда, вспышку лучше направлять в стену или под углом между потолком и стеной. В этом случае тени лягут естественнее, имитируя не потолочное освещение, а мягкий свет  из окна, идущий сбоку:

Если у вас нет внешней вспышки, то лучше обходиться совсем без нее, чем уродовать фотографию встроенной вспышкой. Ниже покажу две фотографии, снятые в один и тот же момент времени. Первая сделана с помощью вспышки в лоб, вторая без вспышки вообще.

На первом вспышка в лоб - убийца фотографии: резкие тени, местами фото проваливается в черноту, местами пересвечено, волосы кажутся жидкими, вся пыль на столе блестит и лоснится, на картинке ночь,  хотя снималось днем. Возвращать такое к жизни с помощью программ бесполезно.

То же время, то же место, спустя минуту я поменяла настройки фотоаппарата и получилось совершенно другое фото. Оказывается, еще день.

Конечно, еще лучше фото получилось бы со вспышкой в потолок, но и так тоже ничего.

Даже если фото без вспышки получается слишком  темным, лучше потом высветлить его фотошопе с помощью кривых (это совсем не трудно, я рассказывала об этом в конце вот этой статьи).  И даже если после такого высветления на фото появятся шумы, это все равно будет лучше, чем фото со вспышкой в лоб. Тем более, сейчас шумы на  фото уже не считаются признаком дурного тона как раньше, а, напротив, придают некоторый шарм.

Но чтобы делать хорошие фотографии без вспышки сразу, без применения фотошопа, вам придется научиться пользоваться ручным или полуавтоматическим режимом фотоаппарата. Об этом  могу написать чуть позже. А пока:

Композиция фотографии

В фотографии есть простое правило - правило третей или золотое сечение. Смысл в том, что изображение кажется более гармоничным, а акценты на фото более сильными тогда, когда основные объекты расположены  на границе третей фотографии. То есть не всегда надо стремиться к симметрии и располагать объект в центре кадра, часто лучше сделать смещение в одну треть.

Конечно, это не прям-таки "правило-правило", отходить от него можно и нужно, но вот что я заметила.

Это правило очень подходит для пейзажей и портретов крупным планом, таких, как на фото ниже. Если  посмотреть две эти фотографии, видно, что на первом фото правило третей  использовано только по горизонтали - граница первой трети приходится как раз на глаза, на втором фото границы третей проходят и по горизонтали, и по вертикали.

Таким же образом можно поступать и с фотографиями природы. Если вы снимаете пейзаж, то линия горизонта должна проходить по одному из сечений:

А, например, одинокое дерево на фотографии лучше размещать не по центру, а сдвинуть по тому же самому правилу.

Если речь идет о портретах общего плана, когда человек виден целиком,  лично я тяготею разместить его не по границе третей, а внутри одной из.  Появляется некая динамика, взгляд не сразу приковывается к объекту, а скользит по изображению.

Но на самом деле, эти правила - они как отправные точки. А если  честно, то никаких правил в фотографии нет, просто нужно не бояться экспериментировать и пробовать размещать объект не по центру, а где пожелает душа.

И последнее, о чем хочется сказать. Не бойтесь плотно кадрировать фото. Если вы снимаете портрет, нещадно обрезайте все лишнее. Простой инструмент кадрирования в Фотошопе "Crop"может  за несколько секунд перераспределить акценты на фотографии, сместить объект съемки в другую сторону, полностью изменив ощущение от кадра. Например, на фотографии ниже плотное кадрирование позволяет сделать акцент на главном - на глазах. И макушка, локти и плечи здесь не несли бы никакой смысловой нагрузки. Поэтому я кадрирую почти все свои фотографии, обрезая все лишнее и исправляя завалы горизонта и прочие неточности.

Ну и еще. Я не люблю, когда на всех фотографиях без исключения люди смотрят в кадр и стоят как истуканы. Не люблю вот этого "Доченька, встань вот у этой клетки с обезьянкой (с пальмой/с ёлкой/с клоуном/с дядь-Сашей), давай мама тебя сфотографирует". Нет, пусть будут для памяти, конечно. Но в альбоме самые скучные фотографии как раз "я и куст" или "сын и памятник", которые почти не вызывают эмоций. Поэтому пусть лучше фото будет композиционно неоформлено, но на нем будут живые эмоции - это намного более ценно.

Вот такое введение получилось. Вам это интересно с позиции мамы, которая создает фотографии на память своему ребенку? Или проще прочитать  на сторонних ресурсах? И если вдруг интересно, то что именно хочется узнать? О технике съемки, о ретуши в Фотошопе, о каких-то маленьких хитростях или о чем-то еще?

Подписаться
пост виден всем