О великом философе Канте.

3 недели назад 244 2

В этом году исполнилось 300 лет со дня рождения Иммануила Канта.  

У большинства имя этого великого философа ассоциируется с бесконечно сложным для понимания миром немецкой философии. Русскоязычные источники так отзываются о главном труде Канта «Критика чистого разума»: «Приступающий к чтению работы впервые неизменно оказывается обескуражен ее сложностью и запутанностью».

Как Кант размышлял об относительности за 100 лет до Эйнштейна.

Попробуем разобраться в основных положениях кантианской философии, ее влиянии на культуру Европы и понять, почему Канта называют одним из величайших философов, когда-либо живших на Земле.

Новое время в Кенигсберге

Иммануил Кант (1724–1804) родился и прожил большую часть своей жизни в Кенигсберге. Жизнь Канта относится к периоду, который в истории Европы называется «Новое время», по-английски modernity. Поскольку в философии Нового времени идеи Иммануила Канта играют ключевую роль и приводят к смене парадигмы, для их понимания необходимо погрузиться в исторический и философский контекст нововременной Европы.

Фото: Adolf von Heydeck

Новое время — бурный период развития науки и технологий, освоения и покорения мира человеком. Картина мира в культуре Нового времени намного меньше использует религию для объяснения окружающего мира, чем это было в период Средних веков. Еще совсем недавно церковь утратила монополию на истину, а развивающиеся техника и экономика требовали научного и рационального объяснения окружающего мира.

Именно поэтому философия Нового времени ищет ответ на вопрос — какие могут быть основания для истинного познания? Какова гарантия, что законы природы постоянно работают одним и тем же образом? Для современного человека это очевидно, но на заре развития науки это было действительно важной проблемой.

У этого вопроса есть конкретное практическое значение: человек должен быть уверен в исправном функционировании систем, которые он создает, используя законы природы: станков, двигателей, железных дорог. Если физические законы неизменны и человек может их адекватно познать, то поезд между Лондоном и Манчестером, который мы запустили сегодня, не сойдет с рельс уже завтра из-за внезапного изменения физической конфигурации мира.

Философы периода Нового времени использовали в своих трактатах две центральные предпосылки.

  • Объективная реальность существует независимо от человека.
  • Объективная реальность может быть познана человеком.

В такой картине мира есть две стороны: субъект — человек, познающий мир, и объекты — предметы и явления в мире, объективная реальность. Объект обладает определенными характеристиками (цвет, форма, материал, плотность и т.д.), а субъект стремится их адекватно познать, то есть привести свое знание в соответствие с предметом познания. Сам объект и его характеристики при этом существуют независимо от субъекта.

Фото: Freepik

К примеру: на столе стоит желтая кружка. Знание о ней может быть истинным или ложным (если из-за особенности освещения неправильно определится ее цвет как красный). Существование самой кружки и ее цвет от человека никаким образом не зависят.

Философы нового времени спорили о том, какие методы наиболее адекватно подходят для истинного познания характеристик объектов мира, однако постоянно сталкивались с парадоксами. Философская картина мира, в которой объекты и их характеристики существуют самостоятельно и независимо от наблюдателя, не позволяла обосновать источники истинного познания.

Философский переворот Иммануила Канта

Кант предполагает, что неудачи в объяснении источников познания связаны с неправильно выбранными установками о независимом существовании воспринимаемой человеком реальности. В предисловии к «Критике чистого разума» он пишет:

…следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием.

Объект познания и его характеристики существуют в человеческом восприятии и, следовательно, подстраиваются под наши познавательные способности. У вас никогда не получится представить какой-либо объект вне своего восприятия, поскольку, когда вы попробуете что-то помыслить, делать это будете именно вы, и, соответственно, это будет фрагмент вашего восприятия.

Смена философской парадигмы в данном случае очень похожа на другую революцию в развитии науки — переход от геоцентрической системы мира Птолемея к гелиоцентрической системе Николая Коперника.

В древние времена движение Солнца приписывалось свойствам самого светила, хотя на самом деле движется наблюдатель, находящийся на Земле. Именно позиция и характеристики наблюдателя в данном случае напрямую влияют на его восприятие. Кант утверждает, что это справедливо не только для наблюдения за Солнцем, но и для восприятия вообще любого объекта, включая абстрактные.

Познавательные способности человека

Итак, кружка на столе желтая не сама по себе, но потому что человек способен видеть вещи в цвете и может распознать желтый цвет. Этот принцип можно развить дальше — кружка существует в пространстве и в данный момент времени, потому что это единственный способ, которым человек может воспринимать окружающий мир.

Пространство и время можно сравнить с темными очками, которые всегда надеты на глаза человека и которые нельзя снять. Для наблюдателя в очках мир всегда будет выглядеть затемненным, и, поскольку очки нельзя снять, человек не сможет увидеть подлинных цветов.

Человек вынужден видеть предметы вокруг выраженными в пространстве и существующими во времени, также вынужден видеть Солнце движущимся. Пространство и время — познавательные способности человека, а не характеристики самих вещей. Мы воспринимаем мир в пространстве и времени, но сам мир не состоит из них — по крайней мере мы никогда не сможем этого доказать, поскольку человек всегда ограничен своим восприятием.

Попробуйте представить себе какой-либо предмет не выраженным в пространстве или же какое-либо событие, не разворачивающееся во времени. Это невозможно — даже представляя себе несуществующие в реальности предметы, мы вынуждены думать о них как о существующих в каком-то месте или наделенных определенной формой.

Кстати, эта тема лежит в основе сюжета фильма «Интерстеллар». Когда существа, способные перемещаться во времени и воспринимающие мир как пятимерное пространство, взаимодействуют с пилотом Купером, им приходится создавать тессеракт, события в котором могут быть восприняты человеком.

Вещь в себе

Итак, воспринимаемые нами характеристики объектов не присущи им, но обусловлены нашими познавательными способностями. Но что-то же должно существовать без участия человека? Такой объект Кант называет «вещью в себе» или «вещью самой по себе», то есть существующей независимо от нашего восприятия. Когда человек смотрит на вещь в себе, он видит объект, существующий в пространстве и времени. При этом сама вещь в себе не существует ни в пространстве, ни во времени, и сказать о ней что-либо определенное невозможно.

Благодаря этому подходу Кант снимает философские парадоксы, существовавшие несколько тысяч лет. Например, на вопрос «бесконечно ли пространство» нельзя дать окончательный ответ, так как мы не можем представить ни границы космоса, ни его бесконечности. Кант считает, что этот парадокс связан с тем, что пространство — лишь познавательная способность человека, но не объективная характеристика самого мира, и, таким образом, вопрос «есть ли граница у мира» некорректен.

Мир одновременно не конечен и не бесконечен, поскольку эти категории — лишь человеческий способ восприятия реальности.

«Критика чистого разума» и теория относительности

Развитие человеческой культуры от средних веков к современности можно описать как переход от однообразного и абсолютного к многообразному и относительному. Иммануил Кант сыграл огромную роль в этой трансформации, логически обосновав неизбежность относительности в восприятии мира. Его философские тексты были очень известны и обсуждаемы в европейском обществе XIX века и оказали влияние на развитие самой концепции относительности и ее применения в науке.

Примером такого подхода в физике можно назвать теорию относительности Альберта Эйнштейна. Она пришла на смену ньютоновской механике и определяет представления ученых до сих пор. Известно, что автор теории относительности Альберт Эйнштейн много читал и обсуждал «Критику чистого разума».

Фото: Lorenzo Folli

Основные идеи Эйнштейна поразительно похожи на тезисы Канта — пространство и время относительны и могут меняться в зависимости от скорости, с которой движется наблюдающий их субъект.

Согласно теории относительности, восприятие пространства и времени зависит от точки зрения: для покоящегося человека предмет, двигающийся на скоростях, близких к скорости света, расширяется и занимает больше места в пространстве. С другой стороны, человеку, который находится в двигающейся системе отсчета, будет казаться, что мир вокруг него сужается. Еще одним примером относительности в физике является известный принцип неопределенности Гейзенберга,  или мысленный эксперимент "Кот Шредингера".

Другим известным примером релятивизма (относительности познания) в науке можно назвать гипотезу лингвистической относительности, также известную по фамилиям исследователей как гипотеза Сепира-Уорфа. Согласно этой концепции, язык, на котором разговаривает и думает человек, оказывает прямое влияние на его восприятие мира. Носители разных языков могут видеть разные объекты и даже иметь разное восприятие времени в одной и той же ситуации.

Наиболее известный и простой пример: количество слов для обозначения снега в эскимосских языках значительно больше, чем в английском. Можно предположить, что там, где англичане видят снег, эскимосы видят несколько разных объектов. Несмотря на то что представители двух культур смотрят на один и тот же объект, их восприятие сильно отличается.

Почему категорический императив так категоричен

Несмотря на революционное значение «Критики чистого разума» и метафизических идей Канта, многим людям он известен в первую очередь своими этическими концепциями. Трактат Канта об этике называется «Критика практического разума». Немецкий философ стоит на позициях так называемой деонтологической этики: поступки должны оцениваться по мотивам, а не по их последствиям. То есть даже если в результате нашего действия произошло что-то плохое, но мы действовали из лучших побуждений, наш поступок можно назвать правильным с моральной точки зрения.

Фото: Bettmann Archive

В «Критике практического разума» Кант раскрывает категорический императив, то есть некий принципиальный закон, с которым нужно сообразовывать все свои действия. Звучит императив следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом».

Слово максима в данном контексте обозначает субъективные принципы, которыми руководствуется человек в своих действиях. Таким образом, согласно Канту, ваши моральные принципы должны быть настолько хороши, чтобы их можно было использовать в качестве всеобщего закона, распространяющегося на всех без исключения людей.

Философия после Канта

«Критика чистого разума» оказала огромное значение на развитие философии. Многие традиционные вопросы метафизики и эпистемологии после Канта теряют свою актуальность. Философская система Канта «закрывает» эпоху классической философии и открывает «неклассическую».

К неклассической философии можно отнести таких известных мыслителей, как Ницше, Хайдеггер или Фуко. Если вас интересует тема современной неклассической философии, почитате Д.Э.Гаспарян "Введение в неклассическую философию". Эта книга написана доступным языком и подходит для читателей без философского образования.


Философия Иммануила Канта оказала огромное влияние на развитие мировоззрения и культуры Нового времени, создала новую парадигму мышления, в которой человечество существует до сих пор. В XXI веке количество перспектив, с которых можно рассматривать реальность, увеличивается, благодаря быстрому развитию культуры и технологий. К примеру, один из важных вопросов сегодня — как будет воспринимать мир искусственный интеллект и удастся ли найти точки пересечения между восприятием ИИ и человека?

Предлагаю вам познакомиться с упомянутыми сегодня текстами Канта напрямую. Во-первых, потому, что это творчество одного из величайших мыслителей в истории, а во-вторых, потому, что фраза «Я читал Канта и, кажется, что-то понял» звучит очень круто!

По материалам

2
Подписаться
пост виден всем