Изменения в ЕГЭ по русскому 2024

8 месяцев назад 1742 4

Наши "светила" из Рособра и иже с ними подготовили для нас сюрприз. Он касается всех, кто готовится и готовит к экзамену по русскому языку  и литературе. Изменения произошли везде: в ОГЭ, устном собеседовании, ЕГЭ, в итоговом сочинении. И только по двум предметам: русскому языку и литературе. 

Я полагаю, что тема эта касается многих, а поэтому подготовила обзор изменений 2024 года. Итак,

1. В заданиях с 1 по 12 никаких изменений нет. Те же формулировки, та же нумерация.

 Но! Обратите внимание! Изменения коснулись оценивания самого большого и сложного (из этих 12) задания под номером 8. Теперь за него можно получить всего 2 балла. 

Несколько лет подряд наша “восьмёрка” давала нам аж 5 баллов (и это был абсолютный максимум по заданиям), в прошлом году был максимальный балл - 3, а в этом учебном отняли ещё один балл. Зачем, непонятно. Но речь не об этом. 

За 1-2 ошибки ставят 1 балл. Если же допущено более двух ошибок, задание оценивается нулём. 

Сразу оговорюсь: это не повод падать в обморок. Это повод к дополнительной, более тщательной проверке уже сделанного задания и более серьёзному подходу к нему при подготовке и выполнению. 

2. С задания №13 начинаются обновления. Теперь возможны две формулировки: "Укажите вариантЫ ответОВ, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО" или Укажите вариантЫ ответОВ, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО". Обратите внимание на множественное число! Теперь задание подразумевает не один, а несколько вариантов ответа. И это существенно осложнит жизнь тем, кто предпочитал идти путём исключения, нетвёрдо зная правила.

3. В задании №14 теперь и вовсе возможны три формулировки: СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ЧЕРЕЗ ДЕФИС. И вариантов ответа также несколько (до этого был всего один). 

Эти задания (13 и 14) вызывали затруднения всегда. Но если раньше формулировка заданий оставалась неизменной, то сейчас она будет меняться от варианта к варианту. Это надо учитывать и просто внимательно читать задание. И не забывать, что ответов теперь будет несколько. А это значит, что решить задания наугад или методом исключения не получится. К ним надо готовится (учить правописание наречий со всеми исключениями, производных предлогов, частиц, существительных и местоимений с предлогами). Или терять балл. 

4. Более никаких изменений в тестовой части нет, но система оценивания последнего 26-го задания тоже изменена. Её ужесточили. В прошлом году один балл ставился, если ученик совершил две ИЛИ три ошибки. Теперь она выглядит так: ноль ошибок = 3 балла, 1 ошибка = 2 балла, 2 ошибки = 1 балл, больше 2 = 0 баллов.

Теперь о сочинении (задание под номером 27). Оно “удешевилось”: теперь максимум по сочинению составляет не 24 балла, как ранее, а 21. Срезали баллы за многострадальный комментарий, который теперь будет приносить 3 балла вместо 5. Почему? Потому что пример и пояснение к нему будут оцениваться в совокупности, давая один балл из трёх. 

Снижен до одного (против двух прежних) и максимальный балл по критерию К6 (богатство речи). Его прежняя связь с баллом по критерию К10 (речевые ошибки) ушла. 

Изменился и подход к оцениванию позиции автора (критерий К4). Балл за него поставят только в том случае, если обоснование включает аргумент из жизненного, читательского или историко-культурного опыта. А вот это очень радующий момент! Всё-таки жизненный опыт 11-классников богаче их читательского или историко-культурного. 

Итого общее количество баллов снизили с 54 (30 баллов за тестовую часть + 24 балла за сочинение) до 50 (29 баллов за тест + 21 балл за сочинение). Теперь пропорция первичного и вторичного баллов идеальна: один к двум. 

И последнее. Из критериев оценивания пропало понятие “однотипная ошибка”. Это значит, что ошибки на одно правило считаются отдельно, хотя ранее ошибки на одно правило считались как одна (при условии, что таких ошибок было меньше четырёх). 

Это всё явные и осязаемые изменения. Но есть и ряд подводных камней. Они связаны с новыми темами в кодификаторе. 

Там появились понятия “план”, “конспект”, “тезисы”, “реферат”, “аннотация”, “отзыв”, “рецензия”. Вероятно, теперь они будут присутствовать в формулировках задания 3. 

Также внесли в кодификатор и знаки препинания в предложениях с уточняющими обособленными обстоятельствами. Это правило попадалось нам раньше в задании 21, но нечасто. Теперь можно ожидать, что оно приживется и будет уже встречаться постоянно. 

В теме “Фразеология русского языка” появились крылатые слова. Это значит, что их стоит ждать в задании 24 (это легче!). 

Вывод: ничего критичного не произошло. Подсаживаться на постоянный приём успокоительных не надо. Всё терпимо и адекватно. Но! Готовиться нужно, серьёзно и основательно (для всех, кто хочет получить более 85 баллов). Кто ещё не начал - сейчас самое время. На моих занятиях мы уже подробно разбираем новую демоверсию 2024 года и настраиваемся на изменения. 

Ещё раз повторюсь: без паники! Готовимся в штатном режиме. 

А в следующей публикации расскажу об изменениях в ЕГЭ по литературе. Из кодификатора убрали Пушкина, Лермонтова, Жуковского… в общем, весь золотой век литературы. Вот тут беда...

4
Подписаться
пост виден всем