За вздох до смерти: что сказали великие писатели перед смертью

5 лет назад 1181 1

Многие знаменитые писатели оставались мастерами слова и перед самой смертью. Кто-то шутил, кто-то заботился о близких, а кто-то явно хотел произвести впечатление.

1. Эрнест Хемингуэй

Хемингуэй сказал жене «Спокойной ночи, мой котенок» и застрелился из ружья. Какое-то время его жена Мэри пыталась убедить всех, что он убил себя случайно, когда чистил оружие.

Хемингуэй долго и тяжело болел, у него развилась депрессия и паранойя, от которой его лечили электрошоком, что привело к потери памяти. Долгие годы он принимал назначенный врачом резерпин, который позже был запрещен из-за тяжелых последствий для психики.

2. Владимир Набоков

Нобелевский лауреат Владимир Набоков интересовался энтомологией и собирал бабочек. Дмитрий Набоков, сын писателя, провел с ним его последние дни и вспомнил, что в последние минуты в глазах отца стояли слезы:

«Я спросил: почему? Он сказал, что определенная бабочка уже, наверное, начала свой полет...»

3. Генрик Ибсен

Горничная Генрика Ибсена сказала посетителю, что состояние автора знаменитых пьес улучшается, на что Ибсен ответил: «Наоборот!». Он умер на следующий день.

До этого несколько лет Ибсен был прикован к постели. Врачи настаивали, что ему вредно любое умственное напряжение, и писатель не мог творить и страдал от тяжелой депрессии.

4. Юкио Мисима

«Я думаю, они меня даже не услышали», — такими были последние слова японского писателя. Незадолго до смерти Юкио Мисима обратился к японским солдатам с призывом к военному перевороту. Он хотел свергнуть правительство и восстановить власть императора. Солдаты не последовали за Мисимой, и он убил себя, сделав традиционное сеппуку.

5. Дени Дидро

Дидро был болен эмфиземой легких и знал, что умирает. После диетического завтрака философ хотел перекусить абрикосом, но супруга крайне возмутилась тем, что Дени не до конца соблюдает рекомендации врача.

Философ вскипел:

«Но, черт побери, каким образом это, по-твоему, может мне повредить?»

Когда через несколько минут жена опять обратилась к нему, Дидро был мертв.

6. Вирджиния Вульф

В 1941 году Вирджиния Вульф нагрузила карманы камнями и вошла в реку Уус возле своего дома в Сассексе. Ее трагическое самоубийство всколыхнуло страну, хотя мысли большинства были заняты Второй мировой войной.

В предсмертной записке Вирджиния Вульф признается, что ей кажется, что она опять начинает терять рассудок — в юности у писательницы были тяжелейшие приступы депрессии. Она благодарит мужа за все, что он для нее сделал, и говорит, что не хочет больше портить его жизнь. Последняя фраза звучит так:

«Я не думаю, что два человека могут быть счастливее, чем были мы».

7. Федор Достоевский

Существует несколько версий относительно того, какими были последние слова Достоевского. По одной версии, он сказал жене Анне, что никогда — даже в мыслях — не изменял ей. По другой, произнес, обращаясь опять же к жене:

«Бедная... дорогая, с чем я тебя оставляю... бедная, как тебе тяжело будет жить».

Достоевский дополнительно напутствовал детей и подарил свое Евангелие сыну Федору.

8. Вольтер

Вольтер диктует письмо

Вольтер был писателем, историком и философом XVII века. Он был очень остроумен, признавал научный метод и хотел, чтобы во время французского Просвещения церковь была отделена от государства. Вольтер считал, что каждый человек должен быть свободен в своих верованиях и суждениях. Вольтер открыто и часто критиковал церковь и традиционную политику того времени.

Когда на смертном одре священник предложил Вольтеру отречься от Сатаны, философ ответил:

«Сейчас, мой добрый человек, не время заводить врагов».

9. Лев Толстой

Лев Толстой придавал большое значение последним словам умирающих гениев. Он писал в своем дневнике: «Слово умирающего особенно важно!».

Толстой умер от пневмонии на вокзале Астапово 20 ноября 1910 года. По свидетельству начальница станции, в доме которого писателя приняли, последними словами умирающего были:

«Но крестьяне… Как умирают крестьяне?»

По другой версии, он долго бормотал что-то невнятное, но закончил довольно твердо, перед самой смертью вскрикнув:

«Много, много... давит... давит, ну что же».

Есть и третья версия, согласно которой последними словами Льва Толстого были:

«Я люблю правду».

10. Александр Блок

Знаменитый поэт Александр Блок тяжело заболел весной 1921 года. Болезнь была вызвана голодом во время гражданской войны, нервным истощением и депрессией из-за того, что русская интеллигенция так и не приняла его революционную поэму «Двенадцать». Писатель Максим Горький, народный комиссар Анатолий Луначарский и друзья поэта пытались получить разрешение, по которому Блок мог бы уехать на лечение за границу. Политбюро большевистской партии постоянно отказывало.

По злой иронии судьба, Блок умер в тот день, когда ему выдали паспорт с разрешением на выезд. Его последними словами были:

«Россия съела меня, как глупая свинья съедает своих поросят».

11. Франц Кафка

В апреле 1924 года Франц Кафка прибыл в санаторий в Кирлинге в Австрии. Умирая от туберкулеза, он умолял врачей вколоть ему смертельную дозу морфина, чтобы прекратить свои страдания.

Его мучал ужасающий кашель, уровень кислорода в крови был критически низким, любое движение причиняло боль и новые приступы удушья. Говорить последние несколько дней он почти не мог. Последними словами Кафки были:

«Убейте меня, или вы сами убийца!»

12. Николай Гоголь

Образ лестницы — одна из главных загадок писателя Николая Гоголя. В детстве он много раз слышал от бабушки о лестнице, по которой души людей попадают на небеса. По словам очевидцев, последними словами писателя были:

«Лестницу, быстро, принесите мне лестницу!»

13. Шарлотта Бронте

Шарлотта Бронте вышла замуж в 1854 году и скоро забеременела. Она умерла вместе со своим нерожденным ребенком 31 марта 1855 года в возрасте 38 лет. Официально причиной смерти назвали туберкулез, но многие полагают, что она страдала от обезвоживания и недоедания, вызванных тяжелейшим токсикозом. Ее последние слова были обращены к мужу:

«Я же не умру, правда? Бог не разлучит нас. Мы были так счастливы!»

Источник

1
Подписаться
пост виден всем